21.12.2021
В настоящее время, в период переосмысления
исторического пути развития нашего общества, гуманизации и демократизации всех
сторон его жизни, с особой остротой встаёт извечная проблема нравственного
воспитания: что воспитывать и как воспитывать.
Интересы общества диктуют необходимость нового подхода к воспитанию и обучению,
предполагающего формирование духовности.
Духовность – это интегрированное свойство
личности, показатель уровня человеческих отношений, способности к
сопереживанию, милосердию. Это высшее проявление воспитанности.
Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее
интенсивное развитие личности, в основе которого, безусловно, лежит приобщение
к отечественной истории и национальному культурному наследию.
Сквозь сито веков просеял народ своё культурное
достояние, сохранив самое ценное в фольклоре, изделиях народных промыслов,
декоративно-прикладном искусстве. Народное творчество (фольклор) – это неисчерпаемый
источник любви к Родине, патриотического воспитания.
Наша с вами цель, уважаемые родители – как можно
раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты
русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к
состраданию. Разнообразные формы знакомства ребёнка с народной культурой
позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от
своих чувств. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений
устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины.
Вводить элементы народной культуры в детскую
жизнь надо естественно, не навязывая, ничего специально не заучивая, не
заставляя часто пользоваться русскими народными выражениями, достаточно, если
дети понимают связь пословицы с действием, например: «Поспешишь, людей
насмешишь», «Не сиди, сложа руки, не будет и скуки».
Было бы ошибкой считать, что все содержание
детской жизни должно быть насыщено лишь народным творчеством. Для наиболее
полного удовлетворения потребностей и интересов ребёнка ему в равной степени
необходимо и современная песня, и современная литература, и игрушка и т.п.
Главное в том, чтобы разные виды искусства были осмыслены как органические
составные части единого целого.
Какими же
средствами мы можем приобщить детей к истокам русской народной культуре?
1. Пение колыбельных, народных песенок, рассказывание сказок,
использование пословиц и поговорок.
2. Рассказывание легенд и преданий.
3. Разучивание песен и танцев нашего народа.
4. Воспитание и уважение к родительскому дому.
5. Сохранение и передача семейных традиций, реликвий.
6. Бережное отношение к родной природе.
7. Знакомство с художественными промыслами своего народа.
В народном искусстве обобщены представления о прекрасном,
эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в
поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи,
особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре.
Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе
конкретные образы, краски, оно доступно и интересно ребенку, что является
основой для пробуждения и упрочения эмоционально - положительного отношения
детей к нему. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно
воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это
воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно
доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого
удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и
поэтому воздействуя на чувственную сферу ребенка народное искусство
стимулирует развитие творческих способностей личности.
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим
обществом в настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое
возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический
опыт народа. Ни что так не способствует формированию и развитию личности, её
творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному
творчеству, устному и песенному, поскольку, находясь в естественной речевой
обстановке, которой является для ребенка его родной язык
Фольклору отводится всё более заметное место в
выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих
способностей подрастающего поколения. Фольклор в комплексе с другими
воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа
формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное
богатство, моральную чистоту и приобщение к высокой культуре и традициям своего
народа.
Особенностью фольклора является его ярко
выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор
как исторически конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а
развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее,
и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и
современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в
настоящее время может использоваться в учебно-воспитательном процессе, как и во
времена наших прабабушек.
Фольклор близок детям по содержанию. С его
помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт,
эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие
художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в
то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие.
Фольклор - это устное народное творчество,
народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности,
интересы парода.
По материалам:
Бойчук И.А., Попушина Т.Н. «Ознакомление детей
младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством».
Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к
истокам русской народной культуре».