13.11.2023
«Воспитание речи есть всегда
воспитание мысли»
К. И. Чуковский
«ТИКО конструктор как эффективное средство при обучении детей с нарушениями речи»
Речь – форма существования мысли,
поэтому речь и мышление тесно
связаны: не случайно один из
высших видов мышления называется словесно-
логическим, а речевое развитие
рассматривается как один из определяющих
критериев умственного и
общекультурного развития человека.
Готовность к школьному обучению включает в
себя определенный
уровень речевого развития:
правильное звукопроизношение,
способность опознавать и дифференцировать
акустические признаки звуков (звонкость и глухость, твердость и мягкость,
свистящие и шипящие звуки и другие), достаточный для полноценного общения с
окружающими уровень
сформированности словаря и
грамматического строя,
умение логично, связно строить
высказывание, речевую активность.
Так, к семилетнему возрасту, у ребенка
должен быть завершен процесс звукообразования, полностью сформирован
фонематический слух (распознавание звуков по акустическим признакам: звонкости
– глухости и др.).
Самостоятельные высказывания
детей полны, развернуты, логически последовательны.
Ребенок испытывает потребность в речевой
коммуникации, хорошо понимает окружающих, может самостоятельно понять смысл нового
слова через контекст, активно интересуется значением редко употребляемой
лексики
Данные показатели речевого
развития позволяют будущему первокласснику быстро овладеть приемами звукового
анализа, а это, в первую очередь, служит гарантией успешного овладения навыками
чтения и письма.
Анализ мониторинга
коррекционной работы с дошкольниками за
последние несколько
лет показывает, что количество детей со сложными
речевыми и
клиническими диагнозами увеличивается. По данным результатов диагностики,
ежегодно проводимого в сентябре, в нашем дошкольном образовательном учреждении
более 50 % воспитанникам необходима помощь по коррекции речевых нарушений.
Поэтому задача
современной специальной педагогики - повышение
эффективности
процесса коррекции нарушений речевого развития у детей-
является актуальной
Изучив
нормативно-правовую базу, современную научно-
исследовательскую и
методическую литературу, решила внедрить в свою
коррекционно-образовательную
деятельность приемы технологии ТИКО –
моделирования.
Этот конструктор,
как современное образовательное средство, соответствует всем требованиям ФГОС
ДО, идеально подходит для занятий с детьми с нарушениями речи.
конструкторы для
обучения грамоте «Азбука» и «Грамматика»,
Предложенные методические
рекомендации основаны на
использовании игровых приемов,
что делает их применение доступным
пониманию и восприятию детей, а
значит, повышает интерес к ним и
повышает эффективность их
применения.
Мною реализуется
проект «Умный ТИКО дом»
Многолетняя практика и оценка показала что ТИКО конструктор актуален, востребован и интересен детям.
Это уникальный
инструмент, помогающий
постичь все
«премудрости» грамматики,
·
закрепить понятие звук буква
·
формированию графического
образа буквы;
·
согласные и гласные (мягкие
.твердые. звонкие .глухие)
·
чтение слогов, слов.
·
деление слов на слоги
·
местонахождение звука в слоге и слове
· овладению звуко- буквенным
анализом;
· формированию правильного
артикуляционного уклада;
· развитию правильного длительного
выдоха;
· постановке и автоматизации звуков;
· развитию лексико-грамматической
стороны речи;
· формированию
фонематического слуха и восприятия;
· формированию пространственной
ориентации как профилактики
нарушений письма;
· совершенствованию
ВПФ (памяти, внимания, мышления);
· тренировке тонких
движений пальцев рук и кистей,
Что несомненно, послужит хорошей базой для успешного обучения в
школе.
Сейчас
разработано, придумано педагогическим
сообществом большое количество игр и упражнений при работе с ТИКО конструктором
На данный момент
доступны и другие конструкторы для работы по обучению грамоте ;
·
Логопедический сундучок.
Набор №1 №2 они предназначены для
формирование правильного артикуляционного уклада и коррекция звукопроизношения
Его отличительная особенность появилось больше рисунков-символов
- характеристики звуков – цветные
круги (гласный, согласный твердый,
согласный мягкий);
-характеристики звуков по
акустические признакам - колокольчики
(звонкие, глухие согласные);
-символы-характеристики
выдыхаемой воздушной струи (солнышко-
теплая струя, снежинка-холодная);
-стрелочки-символы длины
выдыхаемой струи (короткая и длинная);
-символы-стрелочки, обозначающие
положение языка (опущен или
поднят);
рисунки-символы, обозначающие
определенные звуки (большой насос –
звук С, маленький насос – звук
Сь, змея- звук Ш, самолет – звук Л, самолетик
– звук Ль и т.д.)
Используя в своей практике другие разновидности данного
конструктора: для плоского и объемного моделирования «Фантазер», «Геометрия»
«Архимед», «Шары»,
Позволило
разнообразить работу с ТИКО конструктором и принимать участие в разнообразных
районных конкурсах и проектах «Этот загадочный косимос». « Бионический дом,
и ежегодные конкурсы «Военная техника», а так же в выставках организуемых детским
садом.
По результатам
внедрения технологии ТИКО-конструирования в
педагогическую
практику работы по коррекции нарушения речи могу смело
советовать
использовать разные виды ТИКО-конструирования как
эффективного образовательного
средства.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.11.2023
Дата обновления: 13.11.2023
Дата публикации: 13.11.2023